Иван Знаменский: "ни одна трасса не стоит травмы спортсмена"

X
X

Раздел для российских тренеров, спортсменов, специалистов и заинтересованных лиц.

Для получения пароля свяжитесь с администратором сайта и предоставьте следующие данные:

ФИО
Место работы
Должность
Регион
Контактный телефон
Электронная почта

Информация для доступа (логин и пароль) будет выслана на ваш электронный адрес в течение суток.

Иван Знаменский: "ни одна трасса не стоит травмы спортсмена"

Иван Знаменский: "ни одна трасса не стоит травмы спортсмена"
12.11.2017 13:12:00

Есть люди, важная работа которых всегда остается «за кадром» телевизионных и журнальных репортажей – судьи, специалисты по сервису снаряжения, по подготовке трасс. Сегодня о своей работе рассказывает один из специалистов Федерации фристайла России, которые готовят трассы соревнований – технический делегат FIS Иван Знаменский.

Наша задача – подготовить к мероприятию: соревнованиям, трассу так, чтобы она полностью соответствовала стандартам FIS. И в первую очередь сделать так, чтобы трасса была безопасной. Помимо этого, нужно построить трассу сложной – чтобы наши спортсмены могли тренироваться на более сложных трассах, чем в Европе. Другими словами, трасса должна быть одновременно и сложной, и безопасной – чтобы наши спортсмены с минимальным риском получения травмы повышали свой уровень на тренировках и могли участвовать в соревнованиях.

В первую очередь речь идет о трассах ски-кросса, потому что в остальных дисциплинах фристайла необходимо только точно выдержать все параметры в соответствии с требованиями FIS. Это непросто, но там все четко регламентировано и вправо-влево уже не вильнешь. За исключением, может быть, слоуп-стайла, но и там есть четкий регламент по каждой фигуре. Ски-кросс – самое сложное, потому что трасса длинная, широкая, и на всем ее протяжении необходимо предусмотреть необходимый профиль и за сетями безопасности, поскольку в этой дисциплине повышенные требования именно к безопасности.

Как можно сделать трассу безопасной? Что для этого делается?

Сначала просматривается рельеф, набрасываются эскизы будущей трассы. Когда проходит инспекция и смотришь трассу «в грунте», уже понимаешь: где какая будет скорость; куда трасса повернет, чтобы эту скорость сбросить; где наоборот – нужно будет скорость набрать; в каком месте поставить сети на сложных или опасных поворотах, чтобы спортсмен не вылетел за сеть, а попал в нее. Лучше, конечно, чтобы и этого не происходило, поскольку вылететь в сеть тоже больно. (Примечание: При подготовке трассы в «Горной Саланге» было перемещено сотни тонн грунта.)

Какая скорость развивается на трассе ски-кросса?

В Миассе на Кубке мира доходила до 70 км/час. Это много. Рекомендуемая скорость порядка 40 – 50 км/час. Более высокая скорость в ски-кроссе уже не нужна, это реально опасно и трасса становится не такая зрелищная.

И при этом специалисты по сервису готовят лыжи так, чтобы они идеально скользили и спортсмен мог максимально быстро разогнаться…

Да, тут все как в классических горных лыжах. И техника – с определенными оговорками, близкая.

А как можно снизить скорость?

В первую очередь используются определенные повороты. Что же касается трамплинов, то тут тоже есть хитрости, а все остальные элементы трассы – те же волны, при правильной обработке, помогают увеличить скорость.

Выдержка из правил соревнований по ски-кроссу: «Трасса ски-кросса должна обеспечивать возможность строительства всех или некоторых из следующих фигур: одинарные или двойные контруклоны, одинарные, двойные или тройные прыжковые волны, неравномерные волны (одинарные, двойные, тройные и т.д.), трамплины с подскоком, одинарные и двойные спайны, трамплины, пирамиды с приземлением на грань, столы…»

Любое мероприятие требует идеального выведения трассы, причем не только придания точной формы каждому участку с точки зрения контроля скорости и безопасности. Минимум половина времени тратится на то, чтобы довести внешний вид каждого элемента трассы до идеала. Так, во время Олимпийских игр в Сочи, наверное, 70% времени ушло только на внешний вид трассы.

Сергей Иванов, Евгений Ворона, ты… А сколько всего в России специалистов, которые могут подготовить трассы для ски-кросса уровня соревнований Кубка мира?

Думаю, человек шесть, не больше. Я имею в виду тех, кто может и руководить большими бригадами и «с нуля» сделать конфетку. Это и в сноуборде, и в лыжах – трассы для ски-кросса и борд-кросса очень близки.

И откуда все специалисты пришли? Из спорта?

Да, все со спортивным прошлым. Я один из первых «нью-скулеров» России, прыгал с трамплинов, катался в хаф-пайпе, участвовал в соревнованиях по фрирайду, а еще и мастер спорта по мотоспорту. Потом стал четырехкратным Чемпионом России по ски-кроссу. Нескромно звучит… А Сергей Иванов в прошлом – могулист, участник Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Евгений Ворона – мастер спорта по горнолыжному спорту, мы с ним вместе на первых Российских соревнованиях по ски-кроссу стартовали. Так что в прошлом все спортсмены и на своем опыте знают, насколько важна подготовка трассы.

Насколько сильно отличаются трассы ски- и борд-кросса?

Трассы для ски-кросса и борд-кросса очень близки, разница только из-за более низкой скорости в сноуборде. Фигуры могут различаться всего на пол-метра, но эта разница очень важна. Дело в том, что если проводить соревнования на одной и той-же трассе и по ски-кроссу и по борд-кроссу, то – например, у лыжников на трассе сноуборд-кросса будут очень большие хода и они будут буквально перелетать какие-то препятствия, а у сноубордистов, в особенности у девушек, на лыжной трассе будут недолеты. И если стоит задача подготовить трассу для соревнований сразу по двум видам – сноуборду и лыжам, нужно изменять трассу: в каких-то местах уводить ее в сторону, чтобы лыжники могли ехать по своему курсу, а сноубордисты – по своему. Так, кстати, было сделано на Играх в Сочи. Потому что сделать трассу «под всех» невозможно.

Трасса должна быть максимально жесткой, как на соревнованиях по классическим горнолыжным дисциплинам?

Нет, это совершенно не обязательно. Здесь как в мотокроссе: трасса может быть и мягкой, и разбитой. Но с точки зрения безопасности лучше, чтобы все было идеально ровным и в меру жестким, но без льда. Однако даже если трассу по ходу соревнований, к примеру, «отпускает», то для ски-кросса в этом ничего страшного нет: ведь все спортсмены в заезде идут трассу одновременно, а значит – и в одинаковых условиях.

И где этому всему можно научиться?

Я учился сначала своими ногами, потом работал в Национальной Горнолыжной Лиге и Федерации фристайла России. Мы строили трассы под мероприятия, выезжали на учебы – курсы технических делегатов в Европе, которые организовывала FIS. А самый большой опыт получили в ходе подготовки к тестовым соревнованиям, а потом и к Олимпийским играм в Сочи  - там мы и научились всему тому, что умеем делать сейчас. Конечно, определенный опыт у нас был и до этого, но Олимпиада подучила нас очень хорошо. А сейчас – каждый год добавляются к опыту какие-то нюансы, умение предвидеть больше ситуаций

Идет рост уровня мастерства и самих спортсменов, и, соответственно, мы тоже «подтачиваем» трассы под их уровень. Сейчас и молодые спортсмены из регионов на трассе зачастую идут плечо в плечо с лидерами сборной команды России, так что и на соревнованиях Кубка России трассы должны быть самого высокого уровня. Но в любом случае безопасность на первом месте. Ни одна трасса не стоит травмы спортсмена.

Пресс-служба ФФР

Материалы по теме:


	
Биг-эйр и командная акробатика вошли в программу Олимпиад
Биг-эйр и командная акробатика вошли в программу Олимпиад
18 июля на заседании исполнительного Совета МОК в Лозанне было объявлено о том, что в зимнюю олимпийскую программу Пекина-2022 войдут семь новых соревнований, три из которых по дисциплинам фристайла.
Singapore Airlines – сотрудничество продолжается!
Singapore Airlines – сотрудничество продолжается!

Федерация фристайла России и компания Singapore Airlines продолжают партнерское сотрудничество в предстоящем сезоне.

Поздравляем с государственными наградами!
Поздравляем с государственными наградами!
Поздравляем специалистов Федерации фристайла России с государственной наградой - Медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Анатолий Яхеев о работе Коллегии судей
Анатолий Яхеев о работе Коллегии судей
Анатолий Яхеев назначен новым Председателем Коллегии судей России по фристайлу. Пресс-служба ФФР попросила его поделиться планами работы Коллегии на предстоящий сезон, и вот что он рассказал.
Новым президентом ОКР избран Станислав Поздняков
Новым президентом ОКР избран Станислав Поздняков
Сегодня на Олимпийском собрании России прошли выборы нового главы ОКР. Большинством голосов (214 участников Олимпийского собрания или 78,8%) на пост Президента избран Станислав Поздняков, который до сегодняшнего дня работал в должности первого вице-президента Олимпийского комитета России.