Иван Знаменский: "ни одна трасса не стоит травмы спортсмена"

X
X

Раздел для российских тренеров, спортсменов, специалистов и заинтересованных лиц.

Для получения пароля свяжитесь с администратором сайта и предоставьте следующие данные:

ФИО
Место работы
Должность
Регион
Контактный телефон
Электронная почта

Информация для доступа (логин и пароль) будет выслана на ваш электронный адрес в течение суток.

Иван Знаменский: "ни одна трасса не стоит травмы спортсмена"

Иван Знаменский: "ни одна трасса не стоит травмы спортсмена"
12.11.2017 13:12:00

Есть люди, важная работа которых всегда остается «за кадром» телевизионных и журнальных репортажей – судьи, специалисты по сервису снаряжения, по подготовке трасс. Сегодня о своей работе рассказывает один из специалистов Федерации фристайла России, которые готовят трассы соревнований – технический делегат FIS Иван Знаменский.

Наша задача – подготовить к мероприятию: соревнованиям, трассу так, чтобы она полностью соответствовала стандартам FIS. И в первую очередь сделать так, чтобы трасса была безопасной. Помимо этого, нужно построить трассу сложной – чтобы наши спортсмены могли тренироваться на более сложных трассах, чем в Европе. Другими словами, трасса должна быть одновременно и сложной, и безопасной – чтобы наши спортсмены с минимальным риском получения травмы повышали свой уровень на тренировках и могли участвовать в соревнованиях.

В первую очередь речь идет о трассах ски-кросса, потому что в остальных дисциплинах фристайла необходимо только точно выдержать все параметры в соответствии с требованиями FIS. Это непросто, но там все четко регламентировано и вправо-влево уже не вильнешь. За исключением, может быть, слоуп-стайла, но и там есть четкий регламент по каждой фигуре. Ски-кросс – самое сложное, потому что трасса длинная, широкая, и на всем ее протяжении необходимо предусмотреть необходимый профиль и за сетями безопасности, поскольку в этой дисциплине повышенные требования именно к безопасности.

Как можно сделать трассу безопасной? Что для этого делается?

Сначала просматривается рельеф, набрасываются эскизы будущей трассы. Когда проходит инспекция и смотришь трассу «в грунте», уже понимаешь: где какая будет скорость; куда трасса повернет, чтобы эту скорость сбросить; где наоборот – нужно будет скорость набрать; в каком месте поставить сети на сложных или опасных поворотах, чтобы спортсмен не вылетел за сеть, а попал в нее. Лучше, конечно, чтобы и этого не происходило, поскольку вылететь в сеть тоже больно. (Примечание: При подготовке трассы в «Горной Саланге» было перемещено сотни тонн грунта.)

Какая скорость развивается на трассе ски-кросса?

В Миассе на Кубке мира доходила до 70 км/час. Это много. Рекомендуемая скорость порядка 40 – 50 км/час. Более высокая скорость в ски-кроссе уже не нужна, это реально опасно и трасса становится не такая зрелищная.

И при этом специалисты по сервису готовят лыжи так, чтобы они идеально скользили и спортсмен мог максимально быстро разогнаться…

Да, тут все как в классических горных лыжах. И техника – с определенными оговорками, близкая.

А как можно снизить скорость?

В первую очередь используются определенные повороты. Что же касается трамплинов, то тут тоже есть хитрости, а все остальные элементы трассы – те же волны, при правильной обработке, помогают увеличить скорость.

Выдержка из правил соревнований по ски-кроссу: «Трасса ски-кросса должна обеспечивать возможность строительства всех или некоторых из следующих фигур: одинарные или двойные контруклоны, одинарные, двойные или тройные прыжковые волны, неравномерные волны (одинарные, двойные, тройные и т.д.), трамплины с подскоком, одинарные и двойные спайны, трамплины, пирамиды с приземлением на грань, столы…»

Любое мероприятие требует идеального выведения трассы, причем не только придания точной формы каждому участку с точки зрения контроля скорости и безопасности. Минимум половина времени тратится на то, чтобы довести внешний вид каждого элемента трассы до идеала. Так, во время Олимпийских игр в Сочи, наверное, 70% времени ушло только на внешний вид трассы.

Сергей Иванов, Евгений Ворона, ты… А сколько всего в России специалистов, которые могут подготовить трассы для ски-кросса уровня соревнований Кубка мира?

Думаю, человек шесть, не больше. Я имею в виду тех, кто может и руководить большими бригадами и «с нуля» сделать конфетку. Это и в сноуборде, и в лыжах – трассы для ски-кросса и борд-кросса очень близки.

И откуда все специалисты пришли? Из спорта?

Да, все со спортивным прошлым. Я один из первых «нью-скулеров» России, прыгал с трамплинов, катался в хаф-пайпе, участвовал в соревнованиях по фрирайду, а еще и мастер спорта по мотоспорту. Потом стал четырехкратным Чемпионом России по ски-кроссу. Нескромно звучит… А Сергей Иванов в прошлом – могулист, участник Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Евгений Ворона – мастер спорта по горнолыжному спорту, мы с ним вместе на первых Российских соревнованиях по ски-кроссу стартовали. Так что в прошлом все спортсмены и на своем опыте знают, насколько важна подготовка трассы.

Насколько сильно отличаются трассы ски- и борд-кросса?

Трассы для ски-кросса и борд-кросса очень близки, разница только из-за более низкой скорости в сноуборде. Фигуры могут различаться всего на пол-метра, но эта разница очень важна. Дело в том, что если проводить соревнования на одной и той-же трассе и по ски-кроссу и по борд-кроссу, то – например, у лыжников на трассе сноуборд-кросса будут очень большие хода и они будут буквально перелетать какие-то препятствия, а у сноубордистов, в особенности у девушек, на лыжной трассе будут недолеты. И если стоит задача подготовить трассу для соревнований сразу по двум видам – сноуборду и лыжам, нужно изменять трассу: в каких-то местах уводить ее в сторону, чтобы лыжники могли ехать по своему курсу, а сноубордисты – по своему. Так, кстати, было сделано на Играх в Сочи. Потому что сделать трассу «под всех» невозможно.

Трасса должна быть максимально жесткой, как на соревнованиях по классическим горнолыжным дисциплинам?

Нет, это совершенно не обязательно. Здесь как в мотокроссе: трасса может быть и мягкой, и разбитой. Но с точки зрения безопасности лучше, чтобы все было идеально ровным и в меру жестким, но без льда. Однако даже если трассу по ходу соревнований, к примеру, «отпускает», то для ски-кросса в этом ничего страшного нет: ведь все спортсмены в заезде идут трассу одновременно, а значит – и в одинаковых условиях.

И где этому всему можно научиться?

Я учился сначала своими ногами, потом работал в Национальной Горнолыжной Лиге и Федерации фристайла России. Мы строили трассы под мероприятия, выезжали на учебы – курсы технических делегатов в Европе, которые организовывала FIS. А самый большой опыт получили в ходе подготовки к тестовым соревнованиям, а потом и к Олимпийским играм в Сочи  - там мы и научились всему тому, что умеем делать сейчас. Конечно, определенный опыт у нас был и до этого, но Олимпиада подучила нас очень хорошо. А сейчас – каждый год добавляются к опыту какие-то нюансы, умение предвидеть больше ситуаций

Идет рост уровня мастерства и самих спортсменов, и, соответственно, мы тоже «подтачиваем» трассы под их уровень. Сейчас и молодые спортсмены из регионов на трассе зачастую идут плечо в плечо с лидерами сборной команды России, так что и на соревнованиях Кубка России трассы должны быть самого высокого уровня. Но в любом случае безопасность на первом месте. Ни одна трасса не стоит травмы спортсмена.

Пресс-служба ФФР

Материалы по теме:


	
Президиум Федерации фристайла России
Президиум Федерации фристайла России
17 ноября в Олимпийском комитете России состоялось заседание Президиума Федерации фристайла России.
РУСАДА не восстановили в правах
РУСАДА не восстановили в правах

Совет учредителей Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) отказался восстанавливать в правах Российское антидопинговое агентство (РУСАДА). Такое решение было принято на заседании совета, проходящем в Сеуле.

В Москве начал работу международный семинар для судей по фристайлу
В Москве начал работу международный семинар для судей по фристайлу
Федерация фристайла России совместно с  FIS проводит в «Центре спортивных инновационных технологий и сборных команд» Департамента физической культуры и спорта города Москвы международный семинар для судей по фристайлу
«Горный Воздух» и «Горная Саланга»
«Горный Воздух» и «Горная Саланга»
Состоялись рабочие поездки специалистов Федерации фристайла России в места подготовки сборных команд России по фристайлу к Олимпийским играм-2018 в Пхенчхане
Красноярск готовится
Красноярск готовится
Международные и российские эксперты оценивают подготовку Красноярска к Зимней Универсиаде-2019